MPEG-2 захват на GoTView PCI DVD и запись на DVD диски

Dmitry Kornev
  • 15 апреля 2005
  • 128k

Оцифровка старых видеозаписей с видеокассет наверно заботит многих, учитывая, что видеомагнитофоны того и гляди, исчезнут как вид. Кроме того, другой очень весомой причиной является то, что записи на видеокассетах со временем все больше и больше теряют свое качество. Вот и я решил не дожидаться, пока у оставшихся в моем архиве видеокассет от старости рассыплется пленка, и переписал на днях все самые ценные записи на DVD-Video диски.

При оцифровке использовался тюнер GoTView PCI DVD с аппаратным MPEG2 кодеком, стоит отметить, что только благодаря этому тюнеру удалось проделать всю эту муторную работу в самые короткие сроки. Однако поначалу у меня не все получалось, и поэтому пришлось некоторое время поэкспериментировать с форматами записи, так что бы видео можно было без проблем монтировать и записывать на диски, и что бы эти самые диски в последствии без проблем воспроизводились на бытовом DVD проигрывателе. В общем, в этой статье я хотел бы поделится своим опытом.

Кстати, данное руководство будет полезным не только при перегоне видеокассет, но и при простейшей записи телевизионного видеоизображения, с последующей записью на DVD. Только с использованием GoTView PCI DVD я по-настоящему оценил удобство MPEG2 формата. Никогда еще запись телеэфира на DVD-Video диски не была настолько быстрой и простой. :cool


Оцифровка видео.

Тюнер GoTView PCI DVD установлен в компьютер, инсталлирована последняя версия драйвера и программного обеспечения. В настоящее время одна из последних версий программы - 4.0.0.461 Beta. Как видите, она имеет статус "бета", но это не помешало работе, напротив я вообще не заметил ни одной ошибки за все время оцифровки, и на самом деле просто не понимаю, почему разработчики до сих пор не выпустили релиз.

После запуска программы GoTView Pro, в зависимости оттого, что будет выступать в качестве источника видеоизображения, настраиваемся на необходимый ТВ канал, или выбираем композитный, может S-Video вход. У меня на видеомагнитофоне имеется только композитный видеовыход, именно он был соединен с аналогичным входом на ТВ тюнере, и соответственно выбран в программе.

Включите воспроизведение на видеомагнитофоне (видеокамере) и настройте наилучшее качество изображения. В первую очередь подрегулируйте яркость и контраст. Потом рекомендую обратить внимание на насыщенность. У меня на VHS записях предметы и вещи красного цвета выглядели особенно печально, поэтому пришлось понизить насыщенность, что бы скрыть явный и особенно заметный цветовой шум. Однако все в меру, до конца насыщенность выкручивать, конечно, не надо. :-)

Теперь вызываем панель захвата. На приведенном выше скриншоте интерфейса, это крайняя левая кнопка с изображением киноленты. Появляется следующий диалог:


На что стоит обратить внимание:

  1. Профайл. Очень удобная функция, позволяет записывать различные настройки для захвата в отдельные профили. Например, у меня, один профиль для захвата с видеокассеты, второй профиль для захвата с телеканала. Удобно создать несколько профилей для телеканала, которые допустим, будут отличаться разрешением для захвата и величиной битрейта, а потом в зависимости от эфирного качества переключатся между ними.

    Для начала выберите профиль, который существует по умолчанию после установки программы - MPEG2_DVD.set. И на его основе уже создавайте свой. Используйте кнопку правее выпадающего списка профайлов, с изображением листков бумаги, для копирования существующего профиля, а кнопку с изображением дискеты для сохранения изменений.

  2. Формат записи. Ну, тут в первую очередь обладателей карты GoTView PCI DVD, думаю, заинтересует MPEG формат, поскольку в AVI и в другие форматы, мы могли записывать и более дешевыми карточками, да и разговор не о том. Именно аппаратный MPEG кодек реализован на тюнере GoTView PCI DVD.
  3. Шумоподавление. Эта функция, наряду с аппаратным MPEG кодеком, отличают ТВ тюнер GoTView PCI DVD от массы других. Рекомендую включить шумоподавление. Во-первых, это положительно скажется на самом изображении, хоть телевизионном, хоть с видеовхода. На любом изображении с аналогового источника присутствует шумок, этот фильтр его попытается частично скрыть. Во-вторых, шумодав очень полезен для самого MPEG кодирования, поскольку известно, что менее зашумленное видео жмется лучше, да и с менее зашумленным видео меньше вероятность появления артэффектов и замыливания.

    Не знаю почему, но у меня при включении шумодава слегка возрастает загрузка на процессор, хотя точно известно, что он реализован на аппаратном уровне. Тем не менее, факт. Компьютер у меня, по сегодняшним меркам устаревший, и при захвате полноэкранного видео с шумодавом, моего процессора iP3-1000MHz не хватает, загрузка время от времени выходит за допустимые пределы. Поэтому я при таком захвате отключаю просмотр видео, опция - "Отключить просмотр". Это заметно понижает нагрузку на процессор при захвате. Ориентироваться при таком захвате можно по звуку. Либо по изображению на рядом стоящем телевизоре, если запись ведется с ТВ эфира, и имеется рядом стоящий телевизор. :-)

  4. Аудио битрейт. Важный параметр. Чем выше битрет, тем на звук отводится большая ширина потока при захвате, и, следовательно, звук получается качественнее. Тюнер GoTView PCI DVD позволяет записывать с различными битрейтами, наименьший из которых - 192Kbps. Считаю, что для телевизионного сигнала, а так же для записей с видеокассет, наименьшего битрейта вполне достаточно! Тем более, если звук записывается в режиме "Mono".

    Еще один момент, который необходимо учитывать - это особенности вашего бытового DVD проигрывателя. Мой самсунг, почему-то отказался воспроизводить видео, в котором звук оцифрован с битрейтом большим, чем 192Kbps. Точнее не отказался, а звук при этом был не похож сам на себя - скорее какой-то писк и бормотание. При этом на компьютере диск со звуком с битрейтом более 192Kbps воспроизводился нормально. Может быть, это особенность моего проигрывателя? Впрочем, я не переживаю, как я уже сказал, в большинстве случаев достаточно 192Kbps. Но если вам очень надо, то вы можете провести эксперимент, оцифруйте небольшой кусок видео со звуком, в необходимом вам формате, запишите на RW болванку и попробуйте воспроизвести на своем бытовом проигрывателе.

  5. Частота дискретизации для звука. Если планируете записывать видео на DVD диски, то оцифровывайте только с частотой 48000 Гц. Эта частота является стандартной.

    Вначале я пытался оцифровывать с частотой 44100 Гц, вроде как тоже допустимая для DVD-Video дисков частота, однако возникли проблемы на этапе подготовки образа для записи DVD диска. Программа, которой я пользуюсь, и о которой пойдет речь ниже, пыталась преобразовать звук из 44100 в формат 48000. Однако сами понимаете, лишний перегон звука нам ни к чему, тем более что это требует дополнительного времени и слегка понизит качество. В общем, долго не думая, стал просто оцифровывать видео с частотой дискретизации звука 48000 Гц, чего и вам советую, при этом никаких проблем при записи и воспроизведении.

  6. Каналы. Имеется в виду каналы для звука. Чаще всего здесь следует выбирать режим "Mono", по понятным причинам. Однако если у вас источник выдает стерео звук, то, конечно, выбирайте "Stereo".

  7. Видео битрейт. Самый важный, на мой взгляд, параметр. Чем значение больше, тем более качественное вы получите видеоизображение. Однако в месте с тем и занимать видеофайл будет больше места на диске. Советую выбирать в диапазоне от 2,5Mbps до 9,0 Mbps.

    По своему опыту могу сказать, что нижнее значение этого диапазона 2,5Mbps, позволяет записать на DVD диск стандартным объемом 4,7GB порядка 3,5 часов видео. При этом качество вполне приемлемое, особенно, если оцифровка видео ведется с низким разрешением. Предпочитаю именно с битрейтом 2,5Mbps записывать ТВ изображение в наименьшем разрешении 352x576. Особенно для мультфильмов самое то.

    Максимальный битрейт 9,0Mbps, позволяет записать в максимальном качестве на стандартный DVD диск объемом 4,7GB всего 1 час видео. Верхние значения битрейта целесообразно использовать для захвата полноэкранного видео 720x576. Иногда могут возникнуть такие ситуации, когда на диск и не требуется записывать видео продолжительностью более часа, тогда не жалейте, выставляйте максимально 9,0Mbps. Выставить более 9,0Mbps программа GoTView Pro тоже позволяет, однако имейте ввиду, что видеозаписи с большим битрейтом не будут воспроизводиться на бытовых DVD проигрывателях. Поскольку стандартной скорости вращения диска в таких проигрывателях будет уже не достаточно, что бы прочитать более широкий поток данных.

    Советую два метода подбора битрейта для ваших записей. Первый - экспериментальный, т.е. просто записываете видео с определенным битрейтом, затем просматриваете его, оцениваете качество, и в случае необходимости увеличиваете/уменьшаете величину битрейта, потом снова записываете и смотрите, и так, пока не будете удовлетворены качеством. Второй метод - расчетный. При этом вы исходите от того, какой продолжительностью видео необходимо записать на диск. Например, имея видеокассету продолжительностью 3 часа, я оцифровывал видео с битрейтом 4,0Mbps, при этом на диск реально влезло 2,5 часа. Впрочем, этого оказалось достаточно. Поскольку что-то в момент монтажа было вырезано, да и кассета была немного не до конца записана.

  8. Поток MPEG1 или MPEG2. Очевидно, более интересным вариантом является MPEG2, а для последующей записи на DVD-Video диски и единственно допустимым.

  9. Система PAL или NTSC. Выбирайте PAL, стандартные DVD диски, которые можно встретить у нас в продаже, записаны именно в этом формате. Для воспроизведения NTSC стандарта ваш DVD проигрыватель и телевизор должны его поддерживать.

  10. Опция VBR, позволяет записывать MPEG2 видео с переменным битрейтом. У меня эта опция включена всегда. При кодировании в MPEG, видео постоянно анализируется, и в те моменты, когда видео не особо динамичное, битрейт автоматически снижается, поскольку в такие моменты можно обеспечить то же качество при более низком битрейте. Таким образом, при включенной опции VBR, во время записи битрейт постоянно изменяется. И если видео у вас не особенно динамичное и не сильно зашумленное помехами, то можно весьма неплохо экономить место. И именно поэтому я не могу однозначно сказать, какой необходимо выставлять битрейт, что бы уместить на DVD диск, видео определенной продолжительности. Поскольку с включенной опцией VBR, это зависит от самой видеозаписи.

  11. Разрешение для записываемого видео. Я обычно использую 352x576, либо 720x576. В большинстве случаев для записей с аналоговых видеокассет достаточно 352x576. Для телевизионного эфирного сигнала такого разрешения в ряде случаев тоже достаточно, но если у вас ТВ прием качественный, то можно использовать и более высокое разрешение. В общем, тут смотрите и решайте сами.

    Использовать промежуточное разрешение я не стал, потому, как оно не является стандартным для DVD-Video дисков, но если у вас есть желание, можете попробовать.

    Не забудьте отметить здесь же опцию "Аппаратное сжатие", если она еще не отмечена.

  12. Диск и каталог, куда будет записываться видео при захвате. Удобно, что данная настройка, как и другие, индивидуальна для различных пресетов, таким образом, даже если у вас только один диск, то можно сделать, что записи с телеэфира складывались в один каталог, а записи с видеокассет в другой.
  13. Уровень звука при захвате. Определяется экспериментально. В моем случае при записи и с ТВ эфира и с видеокассет вполне нормальным был максимальный уровень.
  14. Непосредственно кнопки управления видео захватом. Здесь наверно все понятно и без комментариев.

Во время захвата следите за загрузкой процессора, а так же за количеством пропущенных кадров. Нельзя допускать, что бы загрузка процессора зашкаливала, при этом линии окрашиваются в красный цвет. Пропуски кадров крайне нежелательны. Но если у вас не высокая загрузка процессора то, они и не появятся.

Очень удобно, что среди статистики вы видите свободное место на том диске, куда ведется захват, а так же расчетное время, сколько еще возможно записать на этот диск, исходя из свободного места.


Монтаж записанного MPEG2 видео.

Сразу разберемся с понятиями. В данном случае под монтажом понимается лишь вырезка ненужных фрагментов. Обычно это вначале видеозаписи кусок, в конце кусок, ну и иногда необходимо в середине записи вырезать ненужные фрагменты или рекламу. При этом важным моментом является то, что этот монтаж должен происходить без повторного пережатия, иначе теряется весь смысл аппаратного MPEG кодирования.

Буду рекомендовать использовать программу MPEG Video Wizard, которую можно загрузить с этого сайта. Среди опробованных мною программ для монтажа MPEG2 видео, без последующего пережатия, эта программа мне понравилась больше всех. Она имеет наглядный и не замысловатый интерфейс, с которым удобно работать.

Порядок работы с программой MPEG Video Wizard:

  1. Добавляем необходимый файл в окно Project, для этого служит кнопка с изображением папки.
  2. Доступные файлы проекта видны чуть ниже. Для начала работы с необходимым видеофайлом беремся за него мышиным курсором и перетаскиваем в окно TimeLine.
  3. Открытое видео отображается в виде полоски. Вы можете при помощи мыши передвигать треугольник находящийся прямо над полосой, либо двигать ползунок в окне просмотра, при этом вы будете быстро перемещаться по-вашему видеофайлу.

    Найдите то место, где бы вы хотели разрезать видео. С точностью до кадра можно найти место разреза при помощи кнопок со стрелками на клавиатуре. После того, как место найдено нажмите кнопку с изображением ножниц на панели "4". Теперь любой кусок слева или справа от разреза можно выделить, кликнув по нему курсором мыши, и удалить клавишей DEL на клавиатуре.

    Если необходимо вырезать фрагмент по середине видеозаписи, значит необходимо сделать надрезы в начале и в конце этого фрагмента, а затем выделить и удалить его клавишей DEL. После того, как фрагмент удален, что бы место в середине не пустовало, необходимо подтащить правый кусок вплотную к левому. В общем, кусочки должны размещаться на линейке вплотную друг к другу.

  4. Как видите на панели полно различных инструментов. Среди прочих думаю, будет полезной опция отката последних изменений произведенных вами. Кнопки "+" и "-" позволяют масштабировать видео находящееся на линейке, особенно полезно увеличить масштаб, когда приходится кромсать буквально покадрово.
  5. После того, как вы вырезали все, что хотели, и на монтажной линейке остались, только необходимые фрагменты, которые и необходимо склеить, нажимаем кнопку экспорта, она расположена на основной панели и имеет изображение в виде кассеты.

    Нам необходимо, что бы видео сохранилось, как есть без пережатия, поэтому в появившемся окне формат видео менять не стоит, все оставляем, как есть. Ну, разве что можно изменить место расположения нового видеофайла.

    Сохранение идет очень быстро, ведь не производится практически никакой обработки видео, за исключением мест разрезов и стыков. Видео в полчаса продолжительностью сохраняется за считанные секунды.

Когда файл готов попробуйте просмотреть его любым плеером, обращая внимание на места разрезов и стыков, я иногда замечал, особенно при сжатии с низким битрейтом, что в этих местах видео состыковано, не совсем хорошо, появлялись пиксели или захватывались соседние кадры, которые вроде бы отрезал. Если заметите такие дефекты, то просто отрежьте в месте разреза еще 1-3-5 кадров (по своему усмотрению), от того куска, к которому, по вашему мнению, относятся кадры с мусором. После этого не забудьте убрать просветы между видеофрагментами, подтащив куски видео расположенные правее. Ну и снова сохраните отмонтированное видео.

Такие дефекты на стыках после монтажа появляются далеко не всегда, поэтому не пугайтесь предыдущего абзаца, тем более что существует решение, вы можете убрать дефекты предложенным способом, даже если они появятся.


Подготовка и запись DVD-Video диска.

И так, вы смонтировали некоторое количество видеофайлов, общий размер которых порядка 4,5GB и хотите теперь записать их на DVD диск, в стандартном формате для дальнейшего просмотра на бытовом DVD проигрывателе. Для этого я как и раньше буду рекомендовать пользоваться программой Ulead DVD MovieFactory. Эту программу можно найти, как в виде самостоятельного инсталлятора, так и в виде пакета Ulead MediaStudio Pro, куда среди прочих программ, входит и DVD MovieFactory. На мой взгляд, эту программу проще купить на диске, чем скачивать из интернета.

Описывать подробно интерфейс не буду, он простой и интуитивно понятный, думаю, разберетесь без проблем. Именно в этом и состоит большой плюс программы Ulead DVD MovieFactory. Вся работа с программой идет в виде мастера. Общий смысл состоит в том, что вы открываете новый проект, помещаете в него свои видеофайлы, при необходимости создаете меню с помощью готовых шаблонов, и записываете результат на DVD диск.

Программа сама анализирует те видеофайлы которые вы ей приготовили и если они соответствуют стандартам, то просто создает образ и записывает его на DVD диск. Если же видеофайлы ей не понравились, то она попытается перекодировать их заново своими силами. Однако, сами понимаете, это в нашем случае нежелательно. Впрочем, если вы делали все согласно данному руководству, то этого не произойдет, и создание образа для записи DVD диска пройдет достаточно быстро.

В общем случае время, которое уходит на подготовку образа для записи зависит от того, какое меню вы сделали и от быстроты вашего компьютера, но имейте в виду, если пошло полное преобразование, то затраченное время будет исчисляться десятками минут и даже часами. В то время как обычная подготовка образа без пережатия вряд ли займет более 5-10 минут.

Напоследок посоветую все же купить DVD±RW болванку, если вы этого до сих пор не сделали, поначалу она будет весьма полезной. Поэкспериментируйте в записи сначала на нее, а потом уже, если все будет получаться, то будете записывать сразу на DVD±R.

Даже сейчас, когда я вполне уверен в своих силах, и с большой долей вероятности могу с первого раза создать DVD диск, который будет без проблем играться на DVD проигрывателе, тем не менее, иногда предпочитаю сохранить проект вначале на RW болванку, а потом уже, после проверки диска на проигрывателе, скопировать его на обычный DVD±R диск. Удачи!

Комментарии

Вопросик - а тюнер пишет интерлейсный MPEG-2 или в прогрессивный?
Интерлейсный
Тады супер! А предустановка на SVCD есть (чегой-то я в тексте не нашел)?
Там есть cамые разные разрешения, в том числе и стандартное для SVCD, но вообще, не пойму зачем тебе этот SVCD сегодня? DVD болванки стоят копейки, сегодня это оптимальный формат, а CD и все что на его базе уже не актуально. Хотя это уже не по теме, если есть желание обсудить, добро пожаловать на форум.

Вот полный список поддерживаемых картой разрешений:

PAL | NTSC
320x288 | 320x240
352x288 | 352x240
352x576 | 352x480
480x576 | 480x480
640x576 | 640x480
720x576 | 720x480
Просто в статье этой инфы не хватает. По поводу SVCD - его можно писать и на DVD подробно это уже обсуждалось тут ссылка
Денис Попов
По поводу SVCD - его можно писать и на DVD
AlexPAINter : но иногда авторю и в MF файлы, записанные с GoTView PCI DVD, а раньше такие же, записанные с AiW9000Pro - авторит без пережатия (обычно это VRB4400 480x576, "поправленные" DVDPatcher-ом в "720x576" )
https://pctuner.club/forum/q/2238
Слушай, а нельзя ли добавить в статью сравнения одного и того же видеофрагмента, закодированного тюнером и программными кодировщиками (CCE и CPC) - очень интересует вопрос качества, что же лучше.
Денис Попов, программно тоже можно весьма неплохо сжать, так, что будет точно не хуже, чем этим тюнером. Однако тут очень остро встает вопрос времени. Куда приятнее закодировать видео в MPEG2 в реальном времени, чем сжимать с тем же качеством многие часы. Как всмпомню, что приходилось 1 час видео на ip3-1000 сжимать в два прохода почти сутки... :off
у меня Sempron нехило разогнанный, так что Pro Coder и Cinema Craft Encoder пашут в реальном времени :good. поэтому и встает вопрос качества. если бы такие тестики со скринами проделал, был бы большой плюс статье. :wiz
Как при захвате сделать деинтерлейс? Применение фильтра в программе ничего не дает, либо я настройки не умею делать :(

Вообще нужно ли деинтерлейсить мпег-2, может так вообще не делается?

Если это делается отдельной прогой, то какой? Попробовал VD-MPEG2, но он перекодирует в другой формат.

В общем, как в конечном счете получить мпег-2 с тюнера и без интерлейса?

Заранее спасибо за ответ.
solar-y, аппаратный кодер может записывать лишь интерлейсное видео. Наложение деинтерлейса в записи можно увидеть лишь в том случае, если будет использоваться программный кодек. Тоже самое для других обработок, например, подрезки краев или ресайза.
Спасибо. Действительно программно можно с деинтерлейсом захватывать.

Интересно как рассуждали проектировщики чипа? Теперь придется при наличии аппаратного кодировщика делать захват программно.